Битва за десктоп, unity и Gnome3. Часть 1.



Cегодня уже только ленивый линуксойд не обсуждал и не писал свое мнение о GNOME3 и Unity и о том что выбор есть и он так или иначе подкрадется и заставит нас выбирать.


Вот и я решил внести свою лепту в это обсуждение. Я еще начиная с Alpha2 перешел на Ubuntu 11.04 и начал пробовать то, что нам предлагает Canonical, так и сразу после открытия промо-сайта gnome3.org я регулярно качал свеженькие образы для того что бы оценить работу команды GNOME.


И вот даже данную статейку я решил попеременно писать сначала из Gnome3(пока я это пишу я таки да, пользую Gnome3), и закончу писать ее в Unity. К слову сказать для чистоты эксперимента Gnome3  я накатывал на на Ubuntu 11.04 а на безликий Ubuntu minimal установленный на отдельный раздел никак не связанный с основной системой, что бы вызывать конфликтов с настройками, различия в которых могут иметься между 2 и 3 версией gnome.

Конечно так же замечу что пакет предустановленного софта отличается, Natty с Unity я уже использую давно, а Natty с Gnome3 всего 2 дня, но я стараюсь делать это полноценно.



Основные мои задачи которые я выполнял эти два дня обычны для сферического хомячка. я слушал музыку, читал интернеты, переписывался с друзьями, смотрел видео, ну и по мелочи...
пока писал статью, ее размер оказался запредельным для одного или может даже 3х сообщений, поэтому что бы разом не перегружать информацией, а буду публиковать заметочку ежедневными кусками )




Сравним весовые категории :)


Начну с Gnome3, и его оболочки gnome-shell (еще есть режим fallback, но он мне показался не интересным)


Gnome3 разрабатывался 3 долгих года, за это время он координально менял свой облик и концепцию, а таким каким мы его видим сегодня он стал только примерно год назад, когда ребята из команды gnome уже четко сосредоточились на концепции gnome-shell как основного элемента пользовательского окружения.

вообще gnome3 принес сразу 3 новые и важные вещи (вообще по моему gnome3 просто окружен тройками, как Maverick десятками :):

  • GTK3
  • Mutter
  • gnome-shell


Все эти 3 компонента интересны и по отдельности, GTK3 как новый тулкит, который сбросил много лишнего, избавился от костылей и приобрел новый функционал. Оконный менеджер Mutter(Metacity+Clutter), который объединил удобство Metacity и мощь и красоту Clutter. Ну и венчает все эти прелести Gnome-Shell который создан на основе предыдущего богатства поколений, и готовый открыть новую веху в развитии Linux десктопа.



Не вдаваясь в технические подробности, что нам это дает? 


GTK3 как тулкит стал легче, использовать и писать для него темы, тоже теперь удобнее (как заявляют очевидцы и разработчики, я лично не пробовал, но охотно верю), то есть безоговорочный ++. 

Минусы:

для  GTK3 еще не успели написать достаточное количество тем, поэтому она только одна - стандартная Adwaita, но я думаю это только на неделю, а скоро тут будут все наши любимые темы. 




Mutter. Посте объединения с Clutter, Metacity научился композитингу, и теперь нам не нужен Compiz как дополнительная прослойка для того что бы получить плавную отрисовку окон. Окна теперь сразу рисуются через OpenGL

Минусы, которые видно сразу: 

  • нельзя использовать Mutter если ваша система не умеет 3D ускорение
  • новый оконный менеджер слишком нов, и пока никак не настраивается



Gnome-Shell. результат долгой и кропотливой работы команды GNOME, для того что бы сделать нашу жизнь еще проще и приятнее, ребята посторадись максимально систематизировать рабочее пространство пользователя. задачи теперь можно сказать разбросаны по углам. в новой оболочке постарались избавиться от всего лишнего и оставить только необходимое, а все остальное положить в интуитивно понятные места, что бы пользователь мог быстро выполнять задачи с легкостью даже с небольшим стажем работы за компьютером. состоит из нескольких частей:


  • Activites - основной инструмент работы. позволяет управлять приложениями, рабочими столами, запуском приложений
  • Панель - верхняя панель, которая выводит основные индикаторы системы, и управление сеансом
  • Система уведомлений  - выводящая сообщения для пользователя
  • Cистемный трэй - находящийся в нижнем правом углу и позволяющий управлять приложениями






Unity

Unity это продукт компании Canonical - разработчика Ubuntu. изначально идея интерфейса Unity была разработана для нетбуков и устройств с небольшим экраном, но в последствии ,из-за разногласий с командой GNOME, в том, как должно выглядеть рабочее пространство пользователя, концепция была перенесена уже и на десктопы. 


Первая доступная для пользователь версия Unity была выпущена в составе Ubuntu netbook remix 10.10. И без малейшего сомнения ее можно было бы назвать провальной, она была основана на Mutter, отличалась падучестью и тормознутость, но компания Canonical не боится трудностей и решила отстаивать свою идею и видиние десктопов, в результате чего в Natty, Unity уже будет оболочкой рабочего стола по умолчанию. 

Общее время в разработки Unity примерно год, за который в ней произошли изменения может даже не менее кардинальные чем в Gnome3. Canonical вообще любит экспериментировать и привносить что то новое в дистрибутив, а с Unity они хотят привнести новое в весь десктопный мир Linux( Unity так же собирались портировать и на Fedora).

Ради своей цели, Canonical полностью переписали Unity, и теперь является плагином к Compiz, она полностью изменилась и уже разменяла версию 3.6.8. Поэтому все те кто видел Unity в 10.10 UNR - на самом деле не видели Unity, они видели только концепт.

и справедливости ради отмечу, что параллельно в Canonical разрабатывается версия Unity 2D, которая написана на QML (Qt4 + java script), для обеспечения unity-рабочего пространства для пользователей, у кого система не может по каким то причинам работать с Unity на Compiz.




На чем базируется Natty в Ubuntu desktop:

  • GTK2
  • Metacity
  • Compiz Fusion
  • Unity

GTK2. старый добрый проверенный тулкит, который за много лет оброс огромным количеством мануалов, обрел популярность и любовь разработчиков. за долгие годы существования GTK2 было написано безумное количество тем. Проверенность и стабильность его главные качества.

минусы: GTK2 больше не будет развиваться, будут лишь приниматься критические обновления.



Metacity. Тоже наш старый добрый менеджер окон из, уже ставшего классическим, Gnome2. Собственно все плюсы и минусы у него те же, что и у GTK2.. проверенно, надежно, популярно, развито. Преимущество его в том что для классического Metacity не нужно наличие 3D-ускорения (но так как Unity без него все равно не работает, толку от такого преимущества - никакого).



Compiz Fusoin, в народе просто Compiz. Композитный менеджер, создающий плавную анимацию окон и реализующий вывод через OpenGL. Compiz Fusoin - это результат долгой работы и совмещения результатов двух очень известных в свое время проектов: Compiz и Beryl. В Свое время время этот проект наделал много шуму, да и сейчас не перестает удивлять многих новичков (эффект куба до сих пор №1 по популярности в видеороликах об Ubuntu от новичков на YouTube :)

Преимущества:

  • имеет модульную структуру
  • можно тонко настроить

Unity. Canonical утверждает что  Unity принесет новый уровень удобства в нашу цифровую жизнь. Unity состоит из нескольких основных частей:

  • Lens (раньше его называли Dash)
  • Launcher в простонародье - док слева
  • Panel - верхняя панель служащая для вывода меню, кнопок управления окном и индикаторов

ну и два уже давно нам известных товарища:

  • Indicators - давно известное пользователям Ubuntu средство управления приложениями и сеансом
  • NotifyOSD - система уведомлений пользователя, хорошо известная и ранее пользователям Ubuntu, но немного увеличившая свое "влияние".

На мой взгляд, конкуренты примерно равны, и такая позиция объясняется многими факторами. 

  • И тот и другой не привычны для пользователя, так как основы управления в них не похожи ни на Gnome2, ни на KDE, на на XFCE, ни на Windows, ни на что либо еще. Хотя в большей степени это относится к Gnome3
  • Оба эти проекты основываются на опыте и наработках gnome (ну GNOME3 то и так понятно, ну а Canonical всегда выбирали именно gnome как наиболее подходящую по интерфейсу DE, поэтому и Unity использует наработки gnome).
  • Обоих оппонентов обвиняют в том, что они якобы больше предназначены для работы на мобильных и тачскриновых устройствах. 
  • И Gnome3 и Unity многие пользователи привыкшие к классическому Gnome2 предлагают  закопать.
  • Все они обещают нам, новый, более удобный рабочий стол

у чтож, думаю этого достаточно, дальше будет немного технического сравнения

Комментарии

  1. Интересная статья, спасибо! Сам недавно заинтересовался выбором между этими двумя DE ввиду скорого неизбежного перехода на одну из них :) ждём продолжения!

    ОтветитьУдалить
  2. А я вот думаю перейти либо на KDE, либо на xfce, ибо неудобно. когда я только первый раз попробовал ubuntu и fedora - я просто писал кипятком от счастья, как всё было в gnome 2 чудно, просто сел и начал работать. Ныне же в Gnome3 (по крайней мере пока) фиг запустишь приложение без мышки, если не помнишь названия, чтобы напечатать, и в Gnome3, и в Unity список приложений крайне неудобен - огромные значки на большой площади, когда как в Gnome2 аккуратненький список. Нет наглядности, какие приложения у меня лежат на данном workspace. Когда запускаешь компьютер после hibernate для продолжения работы - это неудобно. чтобы посмотреть надо либо в Gnome3 нажать на клавишу Super, либо в юнити приглядываться к ланчеру, - а на панели попросту кинул взгляд - и уже сразу видно. Я огорчён, gnome 2 великолепен, gnome3 и unity унизились до ненужной аляпистости. Лучше б уж каноникал форкнуло gnome 2 по-человечески и развивало его дальше. А теперь в моде всё розовое в цветочек и красные котята. Обидно.

    ОтветитьУдалить
  3. Автор, иди в школу и научись там грамотно писать! А потом открой браузер и вникай в вопрос, о котором пишешь.

    ОтветитьУдалить
  4. Статья, лично для меня, весьма интересна. Мне, как и многим другим, так же предстоит выбор о переходе на одно из выбранных окружений.
    Что касается удобности\нравится\не нравится... Человеки, прогресс не стоит на месте, и не будет ждать вас. Конечно, все новое отталкивает, но после, вы не представите как бы обходились без этого. Так, что привыкните. В детстве снимать штаны перед тем как сходить в туалет тоже не привычно было.

    ОтветитьУдалить
  5. 0. Unity нельзя рассматривать как конкурента GNOME 3. Максимум - как конкурента GNOME Shell'у.
    1. Lens и Dash - это разные вещи.
    2. Compiz Fusion - это всего лишь набор плагинов для Compiz, причём Unity его не использует.
    3. Освой уже русский язык :)

    ОтветитьУдалить
  6. 0. рассматриваю как раз в контексте шелла... при том что режим fallback является скорее компромисом,да и чесно говоря не вообщешевляет, то пользователю Gnome3 как раз и будет = Gnome=shell

    1. этот интерфейс инзанчально именовали как Dash, но в последстрии переименовали в Lens. или вы под dash имеете ввиду то что получаем по клавише super, а lens это все остальное?

    2. согласен, ошибка. это набор плагинов, но таки да, это и есть объединение Compiz и Beryl. тем более что Compiz оч много от второго перенял

    3. стараюсь ) но прям никак что то...каюсь)

    ОтветитьУдалить
  7. о, класс! буду читать по-порядку :)

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Что бы вставить смайлик, используйте код под ним. Но смайлики для лалок...

Популярные сообщения из этого блога

Мы все жиреем по немногу, зачем нибудь и как нибудь

Для тех кому так "необходим" ТОЛЬКО фотошоп