На пол пути к Альфа 2

Немного введения

Пользователи Ubuntu еще с версии 4.10 работают в окружении GNOME 2. это давняя и очень крепкая дружба, даже выпуск новых релизов Ubuntu совпадает с выходом новый версий GNOME (раз в пол года) не случайно. Canonical является так же финансовым спонсором проекта GNOME.

Время шло и многое менялось, и сегодня Canonical пытается изменить GNOME сделав его более подходящим для Ubuntu и их видения рабочего пространства пользователя. Было проделано множество работы... это и индикаторы и нотификации и много мелких изменений, при этом само окружение оставалась неизменным. но около года назад на горизонте появилось новое, гораздо более крупное изменение, это замена стандартного окружения GNOME2 на его модифицированную версию от Canonical - Unity.


Оболочка Unity, что в переводе означает - единство, должна по мнению Canonical привнести это самое единство и гармонию в нашу с вами цифровую жизнь, делая управления окнами и приложениями проще и лучше, но что же это единство означает для нас - пользователей? в сущности все гораздо проще чем в словах разработчиков... Unity это в сути своей все те же 2 панели, только одна из них теперь является Доком, а другую панель немного изменят в назначении.




На пути к Unity

О Unity мы услышали поле выхода Ubuntu 10.04 LTS, как новой оболочки для нетбуков и устройств с небольшим размером экрана. В принципе в версии для нетбуков у Ubuntu никогда особой стабильности не было, сам netbook-launcher, который отвечает за запуск приложений менялся уже несколько раз:
вот один из первых вариантов, который был до версии 7.10
следующий вариант встретил нас в 8.04 и был с нами до 10.04

Собственно Unity можно было наблюдать с выходом версии 10.10, но Unity это уже не просто запускалка программ, чем собственно до этого и отличалась по сути версия для нетбуков (netbook-launcher + maximus) от настольной, это уже окружение рабочего пространства, имеющее свою систему управления окнами и по новому организующее запуск приложений.
Но буквально сразу после ее выхода, разработчиков завалили отрицательными отзывами о работе Unity, в основном они касались крайне низкой производительности, а ведь это версия для нетбуков - устройств самих по себе маломощных.
В основе низкая производительность была вызвана тем, что новая оболочка работала на основе оконного менеджера Mutter (Metacity + Clutter) который и показывал эту самую производительность. кстати это же вызывает и опасения по поводу будущего Gnome-Shell, который так же использует Mutter.

Но не смотря на огромное количество проблем которые проявили себя сразу после выходя 10.10 UNR, в Canonical не просто не забросили Unity, и даже не просто начали исправлять его недочеты, теперь они предложили Unity как основной рабочий стол для пользователей Ubuntu уже в 11.04!!!

А как же производительность? если в UNR была такая серьезная проблема, то как с ней бороться? разработчики нашли не самое простое но эффективное решение это проблемы. Теперь Unity переписан как плагин к оконному менеджеру Compiz который уже много лет входит в стандартную поставку Ubuntu.

С другой стороны - Compiz это композитный менеджер, и он требует поддержки 3D и работает через OpenGL, да это так, но где сейчас найти домашний компьютер без поддержки 3D? сегодня оно есть даже у телефонов. а если и есть такие машины, то они наверняка ниже системных требований предъявляемых Ubuntu к аппаратному обеспечению. Так что единственное где сегодня можно столкнуться с отсутствием акселерации это в системе до момента установки видео драйвера. Теперь когда Unity является плагином для Compiz, она использует его вовсю для управления окнами.


Natty alpha 1

Итак, что будущий релиз нам готовит мы узнаем только в апреле уже наступившего 2011 года. Но как же не хочется ждать, как хочется узнать все здесь и сейчас, не томить себя ожиданиями. так что же такое Unity и с чем его предстоит есть, немного узнаем сегодня.

Самое главное в Unity это то, что в наш век широкоформатных мониторов разработчики постараются максимально увеличить доступное по вертикали место. Для этого они предлагают:

  • убрать панель снизу и переместить ее влево в виде дока
  • использовать глобальное меню для приложений
  • использовать верхнюю панель как рамку окна при его максимизации (раскрытию на полный экран)
И далее обо всех этих пунктах стоит сказать по подробнее.

Докбар и управление окнами

Докбар, это ставшая уже достаточно популярной, можно сказать технология, управления окнами. Всем докбар нам прекрасно известен по Mac OS X и Windows 7, да и пользователь Linux и Ubuntu в частности, используют докбары с незапамятных времен(когда пользователи Windows еще только думали где они будут качать поломанные версии новой Windows Vista, а может и раньше) в виде таких проектов как Avant Windows Navigator, Docky, A-Deskbar, DockbarX и многие другие.

Видя растущую популярность использования Доков в Canonical видимо решили не отстать от моды, но сделать немного по другому. так как Unity призвана сохранять место по вертикали док по умолчанию расположили слева (вообще обещают возможность его произвольного размещения, но на сегодняшний момент он "насмерть приклеен" к левой стороне экрана.

На вопрос, почему бы не использовать готовое решение, как тот же Docky, в Canonical ответили, что все популярные докбары используют для отрисовки элементов библиотеку Cairo, которая в свою очередь не сможет обеспечьте тот уровень визуализации и качество исполнения, которые можно сделать при помощи OpenGL. Я думаю что они конечно лукавят, ведь нет в ихнем докбаре ничего сверхъестественного, но использование в их случае OpenGL для вывода - правильнее, если уж они работают над инттеграцией конкретно с Compiz.

Докбар имеет два варианта отображения на экране, это постоянное и так называемое интеллектуальное. ну с первым все я думаю понятно - док является панелью и всегда присутствует на экране забирая у приложений горизонтальное пространство на свое присутствие.
в так называемом интеллектуальном режиме, панель отображается только в том случае, если она не перекрывает собой активное окно, то есть при развороте приложения на весь экран, все свободное место будет занято нашим приложением, а для вызова докбара достаточно навести указатель мыши на значек Ubuntu в верхнем левом углу.
для индикации открытых окон используются "святящиеся точки" находящиеся слева, если открыто 1 окно - 1 точка, если 2 и более - 2 точки. активное приложение обозначено аналогичной точкой с правой стороны.
для переключения между несколькими окнами одного приложения мы делаем двойной клик на его иконке в докбаре и получаем возможность выбора нужного окна. В принципе все достаточно удобно и просто. эффекты Compiz работают достаточно плавно, даже в виртуальной машине.

когда в докбаре элементов набирается слишком много для отображения, они начитают "складываться" друг на друга пытаясь уместиться в доступном пространстве. А при наведении курсора на док, они снова выстраиваются в ровные ряды для удобства нажатия, так же докбар можно прокручивать в поисках нужного приложения удерживая ЛКМ.

для переключения по рабочим столам создан апплет в докбаре, который просто включает в Compiz режим Expo (Super+E)

Панель и индикаторы

Следующее серьезные изменения коснулись верхней панели.. на нее возложено теперь гораздо больше функций чем было до этого. Более на нее нельзя располагать апплеты gnome, Теперь здесь только индикаторы. это еще один шаг Canonical по изменению внешнего вида и попытка стандартизировать все мелкие приложения.

Кроме стандартных индикаторов сообщений, сессии, звука, раскладки, появляются новые, такие как индикатор сети. в принципе это тот же значек NM, только переведенный из апплета в индикатор. Ну и самое большое и наверное главное место занимает indicator-appmenu, которым многим известен под названием - глобальное меню. Работает так же как и глобальное меню indicator-appmenu в 10.10 или gnome-globalmenu(но в отличие от данного поддерживает не только GTK но и QT приложения). Соседствует глобальное меню с индикатором кнопок управления окном, и работают они весьма слажено между собой и удобно.

Когда окно не развернуто на полный экран, на панели нет кнопок управления окном, и отображается наименование активного приложения. при наведении курсора на верхнюю панель, рядом с наименованием приложения появляется его меню. как можно заметить на скриншоте - при недостатке мета наименование приложения либо сокращается, либо совсем пропадает. такое поведение помогает избежать путаницы с тем, какому именно окну принадлежит меню и какое окно является активным.

При развороте окна па полный экран картина немного меняется, теперь на верхней панели появляются кнопки управления окном и меню. ничего лишнего.


Запуск приложений

Что же касается запуска приложений, то его попросту нет, он еще не написан, поэтому нет ни того что было в UNR, ни того что обычно встречало нас в Ubuntu(хотя бы потому что это были апплеты gnome которые больше не могут размещаться на панели). конечно есть Alf+F2 и все тчо установишь, но стандартная утиллита запуска приложений еще в разработке и увидеть какой она будет, пока не представляется возможным. если вы нажмете на кнопку в лого Ubuntu в верхнем левом углу, что в UNR вызывало меню, то вам откроется nautilus в директории /usr/share/applications/

Прожорливость


Уж не знаю каким чудом, может потому что система еще в стадии глубокой альфы, но установленная и полностью обновленная Natty с Unity в качестве окружения ест меньше предшественников, если сравнивать с предыдущими релизами, то на моей памяти свежеустановленная 10.04 кушала порядка 200мб а 10.10 около 170.
140мб! со всеми запущенными службами - это очень мало. если такая тенденция сохранится к релизу, то Natty будет не только интересной в плане окружения но и весьма шустрая в сравнении с предшественниками. даже в виртуальной машине Natty работает шустрее чем Lucid и Maverick и это видно на глаз.


Насколько это может быть удобно

Сразу после того как Canonical объявили о портировании Unity в качестве основного окружения рабочего стола в Ubuntu, я задался этом вопросом. и вправду, насколько удобно такое расположение элементов управления и есть ли вообще от этого толк. так как ставить альфу на рабочий компьютер дело не благодарное, я просто сделал из своего Суриката нечто похожее на то что ждет на с в Unity.
я установил Docky и расположил его слева в качестве панели, установил indicator-appmenu, gnome-window-applets и подогнал это под внешний вид будущего Unity.

уже через неделю я настолько привык к такому расположению элементов что для себя определили их приоритетными.
экономия места по вертикали определенно работает, после пары недель такой компоновки, обычное расположение элементов кажется громоздким и неоправданным.

это классно когда приложение с которым ты работаешь занимает все доступное пространство. когда нет ни единого лишнего пикселя не экране. ведь по сравнению со стандартным для 10.04 и 10.10 оформлением, 11.04 экономит для полноэкранного приложения 24х3рх... то есть минус панель снизу, минус строка меню и минус заголовок окна, при этом удачно все комбинируя.


Итоги

Конечно многие люди привыкли работать в том окружении в котором они работают уже достаточно продолжительное время. такое резкое изменение поведения может кого то отпугнуть, а многим и действительно показаться неудобным.
Но тут у Ubuntu есть и свой козырь в рукаве, для тех кому Unity не по-нраву могут просто работать в классическом окружении GNOME. такое знакомое нам с незапамятных времен.


Но тут ждет еще один спорный вопрос, к апрелю проект GNOME предоставит нам всем наконец GNOME3 где основным окружением будет Gnome-Shell. конечно и он будет доступен для установки в Ubuntu, но куда денется классический GNOME? тут пользователю уже прийдется выбирать между Unity и Gnome-shell, и при таком раскладе Unity уже являтся не столь радикальным поворотом для пользователя нежели Shell.





Лично для себя я нашел несколько не самых приятных вещей в Unity, ну во-первых это сам Докбар, конечно пока он не готов, но я не думаю что данное изменение будет внесено, но так или иначе я считаю его громоздким. иконки слишком огромные и убирают слишком уж много пространства, к слову у меня в Docky размер иконок установлен 28рх и я не вижу смысла скрывать панель, в случае же с докбаром Unity, панель придется убирать и это будет не так удобно.

Еще один камень преткновения лично для меня это апплеты. конечно индикаторы сейчас создают все и для всего, но лично для меня очень важно видеть на панели скорость соединения, так как у меня она крайне не стабильна, и такая возможность у меня пропадет.

Но в целом, мне нравится то, что происходит с Ubuntu, все эти нововведения так или иначе несут с собой положительные изменения и действительно могут сделать нашу цифровую жизнь немножечко удобнее.

Итак альфа 2 нас ожидает 6го февраля, но и сейчас видно что в Canonical стараюстся и работают ударными темпами что бы успеть сделать Unity готовой к работе уже в этом апреле.

Комментарии

  1. > с незапамятных времен(когда пользователи Windows еще только думали где они будут качать поломанные версии новой Windows Vista...

    Школота спалилась.

    ОтветитьУдалить
  2. Andy, ну тут вы не правы, совершенно не школота, но до 2005 не было такого повального увлечения доками, AWN где то в 2007 появился как и Cairo-dock, Docky вообще в конце 2009го появился...
    а до этого были только унылые simdock и подобные

    ОтветитьУдалить
  3. Да вы не обижайтесь. Все в порядке. Но 2005 год - это не такие уж и незапамятные времена. Кстати, я видел док у приятеля на ХР довольно давно (не помню, сколько лет прошло).

    ОтветитьУдалить
  4. 2005 для информационных технологий это вполне себе незапамятное прошлое. 5лет это грандиозная разница =)
    только появлялись 2ядра в доступности для населения.
    в 2005 Ubuntu еще была не отличима от Debian ничем кроме темы оформления =) а сколько всего было потом..

    док на ХР это наверно что то в духе simdock... то есть просто запускалка, а не полноценное управление окнами.

    ОтветитьУдалить
  5. Для меня является важным то, что unity становится лицом ubuntu. Как правильно было замечено в одном блоге: "С одной стороны это не Seven, с другой не Mac OS". Как бы приятно за Ubuntu :)
    У меня стоит UNR 10.10 с Unity 2D, так как 3D грандиозно лагает. Очень не понравилось, то что Unity не поддерживает темы, не убирается док, а значки слишком крупные. В результате 2 последних пунктов в браузере появляется горизонтальный скролл. Но почитав последние новости очень обрадовался, что все что мне не нравилось будет или уже исправлено.
    Желаю успехов разработчикам Ubuntu и терпения убунтоводам! :)

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Что бы вставить смайлик, используйте код под ним. Но смайлики для лалок...

Популярные сообщения из этого блога

Мы все жиреем по немногу, зачем нибудь и как нибудь

Для тех кому так "необходим" ТОЛЬКО фотошоп